Полное интервью с соавтором "Наземки" Евгением Змиевым

Полное интервью с соавтором
Импровизированная студия в редакции "РВС" и наш гость – соавтор проекта "Наземка" Евгений Змиев.

Полное интервью с соавтором "Наземки" Евгением Змиевым

Каковы перспективы запуска наземного метро, которое в будущем соединит Динской район и Краснодар? Как проект может заинтересовать предпринимателей? Сколько времени потребуется, чтобы доехать в город жителю Динского района и каковы будут тарифы?..

Об этом и многом другом в нашем проекте "Напрямую" рассказал соавтор проекта "Наземное метро", член совета директоров акционерного общества "Кубань Экспресс-Пригород", общественный деятель Евгений Змиев.

Видеоверсию встречи вы можете посмотреть здесь. 

Евгений, расскажите немного о себе.

– Родился в Краснодаре 41 год назад. Окончил школу с золотой медалью. Затем – Кубанский государственный технологический университет, стал инженером-экономистом по специальности «менеджмент» с красным дипломом. Защитил диссертацию кандидата экономических наук. Всю свою трудовую жизнь занимаюсь вопросами экономики, финансов, экономики компаний, бизнеса.

Работаю в Совете директоров российских компаний. Работал на «Северном машиностроительном предприятии» (Севмаш). Это единственное предприятие в России, которое строит атомные подводные лодки.

Соавтор, разработчик проекта «Наземка» (наземное метро в Краснодарский агломерации). Здесь я выступаю не только как эксперт и управленец, но и как городской житель, который видит, что есть проблемы и в Краснодаре, и в пригороде. А если я знаю, как эту проблему решить и мы коллективно этот проект разработали, то я хочу, чтобы он реализовался.

Особенно проект должен заинтересовать жителей Динского района. С одной стороны, им повезло, потому что они находятся рядом с Краснодаром, а с другой стороны не Краснодар, а потому добираться до города с нагруженностью дорог является большой проблемой.


Чем проект «Наземка» будет отличаться от уже имеющихся электричек?

– Электричка – это поезда, которые ходят по расписанию. Условно говоря, есть 5 пар поездов на северном направлении или северо-восточном через Динскую, которые ходят в 7, 8, 9, 12, 15 часов.

Сам формат сервиса наземного метро будет иного плана – не человек подстраивается под поезд, а поезд под человека. Расписание работы: с 6 утра до 24 часов ночи ежедневно и по будням, и по выходным. Интервал движения: в часы пик с 7 до 10 утра и с 17 до 20 часов – 20 минут. В остальные часы интервал – 40 минут. Мы исходим от того, что метро – это как с автобусом: человек пришел на остановку и знает, в течение какого времени он уедет в нужном направлении. Подстраиваться под расписание и думать, что если не успел, то вовсе не уедешь, такого не будет. Именно формат постоянного интервального движения на маршруте.

В начале будут использоваться те же самые составы поездов – мы не скрываем, но это делается именно для того, чтобы как можно быстрее начать работу наземного метро. Как только мы начнем, раскатаем маршруты, пойдет пассажиропоток, тогда можно будет обсуждать вопросы о закупке новых составов. И тогда это могут быть и «Ласточки», и «Иволги», и любые другие поезда, которые можно будет удобно использовать в наземном метро для наших жителей, для нашего климата, для нашего пассажиропотока. Очень скоро будут и другие поезда, но нужно начинать с того, что есть, чтобы как можно быстрее поехать.


Какова протяженность? Сколько станций? Какие точки заденет?

– Краснодар и пригороды – это уже целое образование. Люди живут в одном месте, работают в другом. Кто-то ездит лечиться, кто-то учиться, отдыхать, покупать, решать какие-то вопросы. И когда говорят: «Давайте ограничим въезд», то надо идти навстречу людям. И задача власти – помогать им, создавать комфортные условия передвижения. Поэтому мы называем проект «Наземное метро Краснодарской агломерации» ("Наземка"). Оно касается Краснодара, Динского, Северского, Тахтамукайского районов. Это метро ближнего радиуса – 30 км вокруг центра Краснодара. Но мы не забываем, что у нас агломерация намного больше, чем 30 км. Поэтому, помимо ближнего радиуса, который планируется запустить в первую очередь, мы рассматриваем дальний радиус, а это уже 60-80 километров. Соответственно, направления продлятся до Крымска – Абинска, до Тимашевска, Усть-Лабинска, Горячего Ключа. Так как все большое нужно начинать потихоньку, мы берем только ближний радиус. И здесь Динскому району повезло больше всех. Через него будут проходить три из четырех направлений: до Новотитаровской, Динской и Васюринской. Весь Динской район будет охвачен наземным метро. Поэтому житель Динского района, который сел в этих точках, сможет доехать как до Краснодара, так и до Яблоновского моста, Энема, до Северского района. Таким образом мы организуем сквозное движение внутри Краснодарской агломерации.

Важным аспектом мы ставим вопрос, чтобы люди получили транспортный сервис, который позволит им пересесть с личного авто на электропоезда, потратив не больше часа на это.


Сколько стоит проект? Окупится ли он? Какие средства будут привлекаться для его реализации?

– Не надо смотреть на окупаемость. Мы подошли к проекту с позиции тех вариантов, которые можем использовать для скоростного передвижения уже сейчас. Мы видим, что у нас есть железные дороги, которые существуют, которые строить не надо. Есть электропоезда, есть пассажиропоток, есть даже часть остановок. Нет только дополнительных платформ, которые должны быть созданы в точках максимального потребления трафика. То есть куда людям больше всего нужно. У нас есть торговые объекты, куда людям больше всего нужно: ТЦ «Красная площадь», ТЦ «Сити-центр», ТЦ «СБС», Рынок «Кормилица», первый, второй Северные мосты. Люди, может, уже сейчас бы поехали туда, но там нет остановок. Мы их посчитали, их должно быть порядка 12-14. Это вопрос 100 миллионов рублей. И это транспортный сервис для 2 миллионов жителей – не только горожан, но и прилегающих пунктов. И это просто копейки.


Как идут переговоры с главами?

– Первый этап – это значит усадить за один стол районные, городские власти, РЖД, нас как разработчиков проекта и определиться, у кого какой фронт задач и кто что должен делать в этом проекте. Каждый должен решить свой участок вопроса. С городской администрацией Краснодара мы уже активно взаимодействуем. Мэр заинтересовался, лично для него делали презентацию, работаем с его заместителями, транспортными службами.

Недавно мы проехали с городской администрацией на поезде, не торопясь, за несколько часов. Все ощутили, насколько быстро из одного конца в другой можно проехать по четырем направлениям, не останавливаясь на пробки, и признали, что это действительно нужно.

Второй раз мы выехали, когда вызвалось построить первую платформу в районе Красной площади, посмотрели, оценили, разобрались, как благоустраивать. Теперь вопрос за районными властями. Динскому району не нужно строить новые станции.

А нужно вот что: обустроить прилегающую историю, чтобы жители района смогли подъехать на своих машинах, оставить их на парковке, сесть в метропоезд и поехать по своим делам.

Для таких перехватывающих парковок можно привлечь местный бизнес для осуществления сервиса. Или сервис по обслуживанию авто: помыть, отремонтировать. За счет таких инвесторов содержать эту парковку без бюджетных инвестиций. Это должна делать муниципальная власть. Я ведь не приду и не стану на территории Динского района устанавливать свои порядки. Для этого есть глава. Второй вопрос: не у всех жителей есть автомобили. Поэтому нужны автобусы, которые бы собирали людей и подвозили к станциям, и делали это синхронно.

Сейчас выбрали одно направление напряженное – Северская – Новотитаровская, вторая по напряженности линия – Васюринская – Северская. Именно в этих районах живет больше всего людей и отсюда они чаще всего ездят в Краснодар.

Поэтому мы и говорим: не надо дожидаться команды сверху, а встречаться и обсуждать проект, который будет удобным для всех.


Как технически будет организован проект?

– Мы будем увеличивать составность по мере заполнения маршрута. Как только заполняемость cтанет высокой, можно удлинить состав до 80 вагонов. Далее будем уменьшать интервал движения. Подумать, что большому количеству людей нужно.

Мы смотрим, например, на похожий проект – МЦК (Московское центральное кольцо) в Москве. Проект стартовал в сентябре 2016 года и сейчас работает по максимуму. Имеет длину 54 км. Наш проект в четырех направлениях имеет протяженность 120 км. Он очень крупный и аналогов мы пока не нашли.

За рубежом таких аналогов очень много. В Сиднее, например, есть только наземное метро.

Но мы специально смотрим не на то, что где-то есть похожее, а смотрим на свои возможности и максимально их реализовываем. И мы ничем не хуже, чтобы понять, как нам самим организовать наземное метро исходя из тех условий, которые есть.

Поэтому вопрос подбора допсоставов – это вопрос второго этапа, уже после запуска.


Чем «Наземка» может заинтересовать предпринимателей?

– Здесь интерес именно в обустройстве перехватывающих парковок. Если внутри города места нет, то, как только мы выходим на окраину, здесь появляются возможности для сервиса.

Мы прикинули: в час пик около 90 тысяч пассажиров проходит. А есть же еще не часы пик.

В рыночной экономике наличие покупательского трафика – это очень важно. А потому в дальнейшем мы рассматриваем варианты строительства новых платформ с помощью государственно-частного партнерства. Тогда предприниматель строит и платформу, и рядом коммерческие объекты, где размещает собственный бизнес, сдает его в аренду. Соответственно, люди, находясь на этой станции, время тратят эффективно.  Купили продукты, кофе, газету или получили услугу ремонта обуви. Ждать можно годами выделения бюджетных средств. Мы также ждем мосты, развязки, дороги, а потом это все неожиданно отменяется. А бизнес ничем не связан.


А с губернатором края обсуждали проект?

– Мне ничего неизвестно о позиции губернатора к этому вопросу. Не было приглашения для специальной презентации или обратной связи. Но в своем "Твиттере" я написал обращение к губернатору с тем, что есть проблема как разбитых дорог, так и проблем с пробками. Поэтому я предложил Вениамину Ивановичу проехать по железной дороге и самому убедиться в том, как быстро и хорошо можно добраться в любую точку. Кроме того, мы можем стать пионерами по всей России. Наш опыт мог бы тиражироваться везде. Данный проект внес бы не только весомый вклад в экономику региона, но и в том числе в политический рейтинг губернатора.


Сколько будет стоить проезд? Насколько будет выгоднее пересесть на метро, нежели добраться на своем личном автомобиле?

– Здесь будет суточный проездной на все виды транспорта. Наша задача в том, чтобы запустить проект быстрее, поэтому мы будем ориентироваться на тариф в обычных электричках.

Сегодня проезд в электричке стоит 22 рубля. Проехать 10 километров на авто – это потратить 1 литр бензина, около 40 рублей. Причем, когда едешь в поезде, можно заниматься чем угодно. Поэтому с точки зрения экономики поезд гораздо выгоднее, чем езда на собственном автомобиле. И еще один плюс – в поездах есть туалет.


С какими препятствиями приходится сталкиваться еще?

– Меня удивляет пассивность региональных властей. Северский, Тахтамукайский, Динской районы на нас не выходят и мы не видим их заинтересованности. Казалось бы, власти на местах, которые видят людей и должны быть нацелены на их решение. А мы не видим никакого движения. Хотя внутри оно, может, и есть, но нам ничего об этом неизвестно.

Задача губернатора в этом проекте важная – это вопрос достижения договоренностей с РЖД о приоритете движения метропоездов перед обычными пассажирскими или грузовыми. Нам нужен стабильный интервал, расписание. И если такие договоренности будут достигнуты, время отдельных поездов дальнего следования можно будет двигать по Краснодарскому узлу. Это не значит задерживать. Это значит сдвигать время отправной точки, время прохождения через Краснодар и время прибытия в конечную точку. И это задача для губернатора.

Задача для местных властей – организация перехватывающих парковок, организация подвозящих автобусов к каждой станции.


В какие сроки может быть реализован проект?

– Сроки обусловлены двумя вопросами. Первое: сроками создания 12-14 платформ в дополнение к имеющимся 18. Вопрос выдачи техусловий, разработки техзаданий, проектирование, строительство измеряется несколькими месяцами. Если все пойдет, то можно запустить его уже к сентябрю 2017 года, к 80-летию образования края, к 2-летию избрания губернатора. И все сроки совпадали бы к 13 сентября. Мы движемся, но без участия районов, поэтому вопрос сентября становится все более призрачным. Но запуска в этом году остается все еще вероятным.


Как жители могут повлиять на скорость реализации?

– Если жители этого хотят, то писать нужно местной власти с просьбой как можно быстрее включиться в вопрос создания проекта. С просьбой создания перехватывающих парковок и подвозящих автобусов. А власть должна ориентироваться на просьбы и потребности жителей.


Где можно следить за тем, как движется проект?

– Я есть в соцсетях, есть группа "Вконтакте" «Городские решения».Также есть сайт: Наземка23ру. В этом году я специально пошел на праймериз, хочу продвигать проект наземного метро. Хочу избираться в депутаты Законодательного собрания с тем, чтобы в составе транспортного комитета или какого-то другого вести проект, создавать программы. Чтобы этот проект не просто запустить, но и развивать дальше, повышать сервис, удобство. Не хочется, чтобы это дело на бумаге ушло в долгий ящик. Поэтому в качестве депутата ЗСК я хочу этим проектом заниматься.

Комментарии